?

Log in

No account? Create an account
RaToT
25 April 2002 @ 11:11 am
Тот от большинства богов отличается тем, что наименее противоречив. Он — бог мудрости, счета и письма, магии и чародейства, а также в некоторых воплощениях — бог Луны, «серебряного Атона».
Тота называли «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса», «изобретателем палитры и чернильницы», «властелином божественных слов» или «слов власти». Вера в силу слова, как мы знаем, у египтян была чрезвычайно велика. В одном из текстов повествуется о книге, написанной самим Тотом и содержащей две словесные формулы. «Первая зачарует (заколдует) небеса, землю, подземный мир, море и горы; с ее помощью ты увидишь всех птиц, гадов, рыб, ибо власть ее заставит рыб подняться на поверхность. Вторая даст возможность человеку и в могиле обрести тот облик, который он имел на земле» (воскресит умершего).
Как видим, надежда на всемогущие формулы была характерна еще в очень давние времена, и в нашу эпоху она возродилась как вера во всемогущество научных формул. Правда, древние придавали огромное значение именно божественному Слову, тогда как теперь слово обесценивается с каждым десятилетием.
«Так как он был властелином книг и владыкой речи, — писал У. Бадж, — считалось, что он владеет всеми знаниями — человеческими и божественными. При сотворении мира именно он был тем, кто выразил в словах волю невидимой и неведомой созидающей Силы и произнес эти слова так, что возник мир».
Являясь олицетворением знания, он сумел защитить Осириса и Гора, поведав Исиде «слова власти», магические заклинания, благодаря которым она смогла воскресить Осириса и обеспечить победу Гора над Сетом. Кстати, важно было не только знать «слова власти», но и произносить их без запинки, определенным образом. И всему этому Тот обучил Исиду.
В Книге Мертвых Тот, обращаясь к Осирису, произносит:
«Я — Тот, любимец Ра, властелин силы, доводящий до благополучного завершения то, что он делает, могущественный обладатель «слов власти», пребывающий в ладье Миллионов Лет, властелин законов, покоритель двух земель...» Нередко его называли «владыкой бедуинов», «владыкой чужеземных стран». Почему? Об этом остается только догадываться. Возможно, какие-то важные знания жители долины Нила почерпнули у обитателей окрестных земель еще в те времена, когда на месте Сахары преобладали саванны, то есть более пяти тысячелетий назад.
Священными животными Тота были павиан и ибис. На изображениях Тот нередко держал пальмовую ветвь — символ его власти над временем. Считалось, что он выделил годы, месяцы и дни, ведя им счет. Он научил отмечать дни рождения и смерти, а также вести летописи.
Очень важное место отводилось Тоту в погребальном культе. В Книге Мертвых сказано, что умерший попадает туда, где есть только «глубь неизмеримая, что темнее самой темной ночи, и люди блуждают в ней без помощи». Умерший обращается к богу Тоту с просьбой: «Пусть положение духа будет дано мне вместо воды, воздуха, удовлетворения страстных любовных желаний и да будет мне спокойствие сердца вместо лепешек и пива». Показательно, что египтяне так высоко ценили именно «спокойствие сердца», а не те материальные блага, на которые стали так падки представители современной технической цивилизации.
Умерший, после череды испытаний и магических слов, предстает перед Тотом и просит заступиться за его новопреставленную душу перед богом. «Каким пребываешь ты здесь?» — спрашивает Тот. «Я очистился от зла, защищен от гибельных дел тех, кто живет в днях своих. Я не принадлежу к ним», — отвечает умерший.
Астрономические наблюдения, чтение и письмо, арифметические вычисления, знание календарных дат — все эти премудрости египетские жрецы держали в тайне от непосвященных. Заклинания были для них порой способом воздействия на сознание (и подсознание) людей. Но не менее часто ритуалы и заклинания служили прикрытием для использования положительных знаний: медицинских, астрономических, естественнонаучных.
Тот почитался как покровитель не только жрецов и магов, но и представителей всех интеллектуальных профессий. В период упадка египетской культуры на первый план вышли оккультные «знания», связанные с магическими заклинаниями, астрологией и алхимией. В античное время функции Тота унаследовал греческий бог Гермес. А в мистическом плане соединение Гермеса с Тотом привело к образу мага и волшебника Трисмегиста («трижды величайшего»), имя которого было особенно популярно у средневековых чернокнижников, алхимиков, астрологов.
Женой Тота была богиня истины и порядка Маат.
Надо подчеркнуть, что культ Тота показывает, какое большое значение придавали египтяне духовной культуре, знаниям, интеллекту. Не в этом ли был залог великих достижений египетской культуры, проникнутой светлым мировоззрением, несмотря на культ мертвых (или — благодаря ему?).
Есть еще один аспект представлений египтян о боге мудрости. Ведь он олицетворял два очень разных вида знания: рациональное, которое можно сопоставить с наукой и техникой, и мистическое, отчасти связанное с тем, что мы называем интуицией, проявлением подсознания. В первом случае речь идет о подлинном знании, а во втором — о стремлении преодолеть незнание, в чем призвана помочь религия.
«Однако не сумма знаний определяет качество интеллекта, — справедливо отмечал Р. Антее. — Истинным критерием разума человека, очевидно, является вопрос, сознает ли он пределы своего знания. Он должен знать свое место в том, что касается рассудка, и в том, что связано с религиозным верованием. В общем, египетская история заставляет думать, что около 3000 (г.) до н.э. в Египте «магический разум» и «рациональный разум», т.е. религиозный и логический способы мышления, были более уравновешены, чем около 1000 г. до н.э. или даже в современном мире. Древнейшие египтяне пользовались разумом в самой высокой степени там, где это было нужно, и с должным уважением подходили к тому, что превышало их разумение».
Таков общий закон развития общественных систем. В период расцвета интеллектуальной жизни сохраняется гармония между рациональным знанием и мистикой, наукой и религией. Со временем рациональные знания начинают преобладать, а религия превращается в формальность, механическое исполнение ритуалов. А затем, в период кризиса и упадка, люди начинают уповать на мистику, неведомые силы, на чудо. В Египте такая смена эпох происходила несколько раз (в нашей стране — тоже).
Р. К. Баландин
 
 
RaToT
25 May 2001 @ 10:32 am
Египет — солнечная страна. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога Солнца — Ра.
Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне. С развитием земледелия архаичные доисторические (до появления письменности, государств) культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора на голове появился солнечный диск (и не у него одного). Повлияло на мифологию и укрепление единой державы, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, скрепляющей страну — по Нилу. Не случайно по небесному океану (или небесной реке) Ра перемещался на божественной ладье.
Только для равнодушного взгляда Солнце представляется одним и тем же. Оно постоянно меняется, и это нашло отражение в египетской мифологии. Утреннее Солнце называли Хепри. Это имя — производное от глагола «существовать». По-видимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее — Атум. Сам по себе солнечный диск тоже именовался особо: Атон.
Центром культа Ра был город Иуну (по-гречески — Гелиополь, «Солнцеград»). И когда в середине III тысячелетия до н.э. возвысилась V династия Древнего царства, происходившая из Иуну, Ра превратился в общеегипетского Владыку Вселенной.
В Иуну-Солнцеграде была популярна своя версия сотворения мира, согласно которой Хепри восстал из неоглядного Нуна и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бен-бен. Дабы создать все сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»).
После этого он «изрыгнул» бога воздуха и ветра Шу, а также богиню влаги Тефнут.
Впрочем, такова одна из многих версий сотворения мира, богов и рождения Ра. По одной из них, он появился из яйца, снесенного на первом холме птицей «великий Гоготун». По другой — Ра появился из первозданного цветка лотоса — Нефертума, аромат которого вдохнул жизнь в Ра. Эта идея возникла в середине III тысячелетия до н.э., а позже упростилась, и теперь уже молодое Солнце выходило из цветка лотоса. В наиболее древнем варианте Ра представлен золотым теленком, рожденным Космической Коровой (Нут).
Чтобы понять географический подтекст этих мифов, надо учесть, что несколько тысячелетий назад в дельте Нила преобладали воды, отдельные острова возвышались среди сплошных зарослей лотоса — розового, как восходящее Солнце.
Очень интересна и оригинальна космогоническая версия, по которой Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины.
Этот миф удивительно созвучен научным гипотезам XX века, согласно которым синтез органических молекул, определивших появление живых организмов на Земле, происходил в процессе вулканических извержений (вулканические острова с полным основанием можно считать огненными). Еще более обоснована связь солнечной энергии со всеми проявлениями жизни на нашей планете, в биосфере.
Конечно, все это не означает, будто египетские жрецы три-четыре тысячелетия назад разрабатывали «преднаучные» концепции происхождения жизни в результате вулканических извержений. Но показателен сам факт упоминания «огненного острова». Был ли в древности действующий вулкан в дельте Нила? Или перед нами свидетельство о том, что египетские мореходы знали о существовании вулканических островов Средиземного моря? Или в далекой древности имелись прочные культурные связи между островной цивилизацией Крита и египетской?
В данном случае для нас главное — подчеркнуть, какие проблемы возникают при анализе мифов и насколько сложно они переплетаются с историей идей.
Следует еще раз напомнить, что приведенная выше генеалогия богов Великой Девятки во многом условна и отражает одно из мнений. Ведь Ра при случае могли отождествлять с разными богами, а чаще всего — с Гором (в упомянутой генеалогии — праправнуком Ра), что и вовсе кажется странным. По-видимому, египтяне относились к выяснению родовых корней тех или иных богов «легкомысленно», не видя в этом какого-то глубокого сммысла. По мнению Р. Антеса, для Ра не было «естественной мифологической почвы» (в наиболее древних преданиях) и его образ пришлось приспосабливать к мифу о Горе. При этом возникало множество несоответствий, а то и нелепостей, с которыми приходилось мириться. Юный Нефертум, вдохнувший жизнь в Ра, мог отождествляться с царем Египта, а позже — с младенцем Гором, сыном Исиды.
Алогичность подобных мифов вряд ли объясняется пренебрежением египтян к правилам мышления. Скорее всего, образы богов изменялись в зависимости от тех или иных обстоятельств (например, в связи со сменой правящих династий), от тех главных целей, которые ставили перед собой авторы (или ставили перед авторами заказчики текстов, рисунков). Египтяне сознавали, что речь идет о чем-то до конца непостижимом, о догадках и фантазиях, символах и аллегориях. В таких случаях логика отступает на задний план.
Порой рассказ о деяниях Ра приобретал достаточно формальный характер: «И узнал его величество, жизнь, здоровье, сила... И сказал его величество, жизнь, здоровье, сила, тем, кто были в его свите...» (эпитеты, которых удостоен здесь Ра, обычно ставились после имени фараона в виде пожелания счастья, долголетия). А перед этим сказано: «Был же его величество, жизнь, здоровье, сила, стар; кости его стали серебром, члены его — золотом, волосы — ляпись-лазурью». Вот и выясняется, что «жизнь, здоровье, сила» — стар и слаб (он опасается злых дел со стороны людей).
В этом мифе Ра напоминает богам, что люди созданы из его слез. (Мысль не только оригинальная, но и странная; не следует ли понимать ее так, что печальная участь людей предопределена их «слёзным» происхождением?) Как люди могли восстать против верховного бога? Складывается впечатление, что в данном случае бог отождестатается с фараоном, а недовольные им люди — с населением страны.
С другой стороны, высказано мнение, что сюжет о юности и старении Ра повествует о сезонных изменениях в природе. Весной обилие влаги и ласковое Солнце способствуют росту растений. Однако летом оно становится знойным, иссушает посевы и вызывает беспокойство, отчаяние и гнев людей. В мифе в наказание людей их опаляет гневное Око Ра в образе его дочери богини Хатол-Сехмет.
Надо заметить, что Око Ра в разных мифах трактуется по-разному, вплоть до того, что у него бывает и два ока: дневное (Солнце) и ночное (Луна). Но в данном случае Око Ра олицетворяет собой, судя по всему, жгучее Солнце. Хотя при этом переставлены монетами причина и следствие: кар и сушь объясняются плохим поведением людей, проклинающих Солнце, тогда как в действительности такие проклятья должны были быть следствием засухи.
Наиболее распространенный космологический миф гласил о ежедневно повторяющемся небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. (Фараоны совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца.)
Отстранившись от земных дел, Ра поведал землю во владение Гебу. Ночью, с уходом Ра в подземное царство, замещать его следовало Тоту — богу мудрости, счета и письма. (Возможно, это было связано с тем, что астрономические знания приобретались преимущественно в процессе ночных наблюдений жрецов за звездами.)
Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечного мрака. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами мрака.
В подземном царстве Ра встречают души умерших, распевая в его честь гимны. Ра приветствует их и передает привет от живущих на земле, благодаря жертвоприношениям которых души почивших сохраняют силу и благополучие (очевидный намек жрецов на необходимость приносить жертвы в храмы). Здесь же предстает перед Ра бог урожая Непри, тело которого увито пшеницей (действительно, урожай во многом зависит от состояния почвы, а оно, в свою очередь, — от лучистой солнечной энергии).
Наиболее трудное испытание предстоит Ра при встрече с извечным его врагом — великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила. Начинается жестокое сражение, в котором побеждают боги, возглавляемые Ра. Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остается в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землей.
Иногда Апоп осмеливается напасть на Ра днем Ему удается на некоторое время овладеть солнечным диском. Но это длится недолго, и Ра вновь предстает во всем блеске, низвергая Апопа в бездну. Ясно, что тут речь идет о солнечных затмениях. О том, что Солнце порой попадает в пасть небесному дракону и временно пропадает, слагали мифы многие народы планеты. Однако вряд ли просвещенные египтяне принимали всерьез подобные поэтичные легенды. Да и ночное путешествие Ра с опасными приключениями напрямую сопоставляли с действительностью разве что только дети и темный люд. Ведь нормальный человек прекрасно знает, что Солнце свершает свой путь с точностью необыкновенной и постоянством, которые не свойственны живым существам. Тем более что египетские жрецы научились предсказывать солнечные затмения.
Культ Ра, сопряженный с культом фараона, имел серьезное идеологическое значение, способствовал укреплению государственной власти. Существовали мифы, «объясняющие» (фантастическим образом) особенности календаря. Астрономические знания были привилегией жреческого сословия и держались в тайне от непосвященных Конкретные астрономические сведения накапливались постепенно в результате длительных наблюдений и математических расчетов. Позже их стали сопровождать магическими обрядами. Жрецы стали выступать как хранители сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Соединение астрономии с магией привело к возникновению астрологии — мнимого искусства определять судьбы людей по звездам.
С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения. Когда держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы. Но в периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с каким-либо местным богом-покровителем.
Когда в эпоху Среднего царства Фараоны XII династии (около 1990—1780 гг. до н э.) обосновались в Фаюме, солнечный бог превратился в Себек-Ра. Метаморфоза достаточно странная, если учесть, что Себек — крокодил, обожествляемый в Фаюме, но обычно выступающий в сонме демонов, врагов Ра. Еще более странно, что в то же время существовал и божественный Амон-Ра, представленный в виде Солнца и являвшийся покровителем южноегипетского города Фивы, откуда происходил царский род.
Как мы знаем, к подобным несуразицам египтяне относились философски, не придавая им большого значения. Но так было в периоды стабильности В периоды разброда и междоусобиц, когда многие местные царьки становились воплощением Ра, образ этого бога и вовсе дробился и терял всякие связи с традиционной мифологией. Ситуация усугублялась в результате вторжений чуждых народов с их богами, которые в случае победы обретали порой большую популярность.
Так произошло в переходный период 1640—1550 г. до н.э. Воспользовавшись междоусобицами местных владык, Египет захватили гиксосы, обитатели Палестины. Вновь возродился великий Египет после их изгнания И не случайно вскоре произошла одна из величайших религиозно-философских революций в истории человечества. После того как усилиями Тутмоса III, славной женщины-фараона Хатшепсут, Египет обрел независимость, единство и господство над соседними странами, культ многообразных, многоликих Ра, соединенных вдобавок с Амоном, вносил идеологический разброд в общество и смятение в умы людей. Назрела настоятельная необходимость упорядочить представления о боге Солнца.
Р. К. Баландин
 
 
 
RaToT
25 April 2001 @ 10:51 am

Можно с определенной уверенностью говорить, что астронавты со звездной системы Сириус прибыли на планету Земля в середине IV тысячелетия до н. э. Впечатляющим было их прибытие! Их корабль приводнился на озере, которое местные жители, видевшие это чудо, назвали “Озеро пламени”, “Озеро двух огней”.
Фараон Тети II в своем гимне, посвященном их прибытию, восклицает: “Выходит Тот, будучи в качестве руководителя корабля Солнца”. (Тот — царь египетских богов.) Иероглифический текст гимна дошел до наших дней без повреждений.
На такое событие аборигены долины Нила отреагировали по-своему — присвоили главе прибывших эпитеты: “Владыка неба”, “Владыка силы”. Увидев, что “пламя” (то есть выхлопы космического корабля) погасло, они назвали Тота “Угаситель пламени”.
Где же это “Озеро пламени”, на которое совершил посадку Тот и его спутники? Из папирусных летописей известно, что Тот в представлении древних египтян всегда почему-то был связан с Западом. На Западе от Египта расположено озеро Чад. Может быть, именно там и приводнился межзвездный корабль пришельцев? Это допущение подтверждается мифом, что “Тот, пользуясь крыльями, переправлял богов на восточную сторону”.
Их было 9 человек, которые составляли Ближневосточную экспедицию инопланетян. Подчеркиваю: Ближневосточную, а не только Египетскую. Вначале они были все вместе. Это доказывается эпитетом Тота: “Владыка града восьми” (8+Тот). Речь идет о древнейшем городе Хмуна, расположенном в середине Нильской долины — основной базы космических гостей.
Эта “девятка” в дальнейшем разделилась по региону следующим образом: в Египте осталось шесть человек, а в Междуречье отбыло трое. Но поскольку статья посвящена деятельности группы египетской экспедиции, то о шумерийских цивилизаторах скажем лишь то, что там одновременно с Египтом была создана цивилизация на таком же высочайшем уровне!
Однако хотя бы одну весточку от шумер хочется передать. Дело в том, что, разыскивая доказательства о прибытии инопланетян именно с Сириуса, я обнаружила свидетельство халдейского жреца, которое мне показалось убедительным. Судите сами: Пифагор, рассказывая своим ученикам о путешествии к древним халдеям, говорил: “Узнав, что недалеко от города Ура живут потомки древних халдеев, я поехал туда”. (Начало V века до н. э.) “Я остановился подле многих высоких каменных столбов, покрытых различными знаками. Спавший тут старик подошел ко мне и, проникнув в мою мысль, говорил: “Почтенный путешественник! Ты находишься в земле Кельбенцев, мы так называемся по земле Сириуса (Кельб, или созвездие Пса). На сих памятниках мы исчислили небесное течение его, дабы продлить его память...”
Другое свидетельство Пифагора: “Жрец Мемфийский сообщил мне: “Теогония учит, что Осирис, окончив смертное течение свое на Земле, переселился на небо, в созвездие пса на Сириус”.
Поскольку главным жизненным принципом Пифагора было служение Истине, можно ли сомневаться в правдоподобности его сообщений?
Но возвратимся в Египет. Цивилизаторы, оставшиеся в этой стране, принадлежали к одному семейству. Покажется, конечно, фантастичным, учитывая прошедшие с тех пор тысячелетия, но история сохранила имена членов этого клана. Наверное, потому, что все они были обожествлены египтянами.
Назовем их: их отец — Ра. Может показаться странным: почему имя пришельца во времена фараонов было соединено с богом-Солнцем? Этот феномен проясняется рассказом египетского жреца Пифагору: “Солнце было нашим первым богом и первым повелителем. Непосредственное владычество его над нами продолжалось 30 тыс. лет. Но Египет имел двояких царей. Одни были цари-боги, другие цари-люди”.
По-видимому, впоследствии, когда Египтом правили “цари-люди” (фараоны), понятие древнего Божества — Солнца было соединено с “Богом Ра” — человеком. Это было выгодно, так как фараон представлял свою персону — как сын Бога Ра.
А вот то, что сделали в Египте “Цари-боги”, осталось в памяти людей как “Золотой век”!
Прародительницей семейства была богиня Найт, но она оставалась в Запредельном мире. С отцом Ра на планету Земля прибыли его три сына: Осирис с женой Изидой; Тот с женой Маат и младший сын Сет — неженатый.
Под царством Осириса началась земная история страны египетской. Инопланетяне не порабощали местное население, а сумели своим добрым отношением подчинить их и направить их труд в нужное русло.
Необычайно плодотворны были эти поучения для землян! Как же распределялись функции между членами семейства звездных пришельцев? Можно представить это следующим образом.
Тот отдавал все свое время созданию необходимых для страны технических усовершенствований и обучению аборигенов ремеслам. Во всем этом участвовал его Отец — Ра. Помогал и Сет.
Осирис научил египтян возделывать землю и питаться ее плодами. Изида и Маат учили женщин ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей. Сохранились подробности метода, с помощью которого Маат (Богиня порядка) обучала женщин. Так, например, чтобы землянки не забывали застилать постель, Маат говорила: “В незастеленную постель вползет болезнь”,— или, когда на праздник поедали лепешки с медом, Маат поучала: “Так же сладка и истина”.
Аналогичным образом поучал и Тот. Вырвав жилы у ядовитого животного, он сделал из них струны для своей лиры и говорил окружившим его людям: "Так зло нужно превращать в добро”.
Цивилизаторы заботились о насаждении среди землян добрых нравов, почтения к родителям. Они учили: “Если у тебя сокрушено сердце, то знай, ты обнимешь твоих детей и поцелуешь твою жену и увидишь твой дом — ведь это прекраснее всего на свете”.
“Должен человек подражать тому, что совершил отец его”. Они учили: “Говори правду, твори правду, ибо она — великое, она большее, она пребывающее”.
Этические нормы были очень высокими. Идеалом преобразования было создание нации из трудолюбивых граждан с патриархальным укладом жизни. Основополагалось, что “народ трудолюбивый есть неукротим и непобедим. Народ же слабый делается развратным или порабощенным”.
Сохранилось наставление о поведении правителя: “Твори правду — и ты преуспеешь на Земле. Успокой плачущего, не утесняй, не сгоняй человека с достояния отца его, не казни без нужды. Возлюби деятельную жизнь, отличай людей по их способностям, не давай предпочтение сыну особы”.
По словам Мемфийского жреца, египтяне в те давние времена жили, “не зная фанатизма и рабства”.
Естественно, на создание государства с налаженной экономикой и устоявшимися моральными принципами потребовалось много лет. У Осириса вырос сын — Гор. Однако после успехов в Египте Осирис, как явствует из мифа, “пошел просвещать другие народы”, возложив обязанности правителя на Тота.
Однако Тот, занятый техническими проблемами, решил передать административные функции брату Сету или сыну Осириса — Гору.
Несколько слов о третьем сыне Ра — Сете. Он, по-видимому, не обладал ни организаторским даром Осириса, ни техническим гением Тота. Кроме того, он не был женат, что дало повод во времена фараонов сочинить небылицу о том, что Сет из зависти к Осирису убил его. На самом деле (согласно древним сказаниям) дело обстояло так: во избежание раздоров между Сетом и Гором решили спросить совета у матери-Богини — Найт. Приведем его: “И сказал Тот: неужели будет отдан сан Осириса — Сету, в то время, как сын его — Гор — налицо? И ответили боги: Да не будем действовать в нашем неведении, но да отправим послание к Найт, великой матери богов, и что она скажет, то да и сотворим мы.
И тогда боги сказали Тоту: составь послание к Найт... и тогда Тот сел, чтобы составить послание...
“Что сотворить нам этим мужам? Никто не знает, как рассудить их обоих. Да известишь нас, что им делать?” И тогда Найт, великая мать богов, отправила послание к девятке инопланетян, говоря: “Отдайте сан Осириса его сыну Гору, а двух дочерей Осириса отдайте в жены Сету”.
И послание Найт достигло до девятки, и они сказали едиными устами: “Права эта богиня!”
Может возникнуть вопрос: каким образом семейство Ра могло поддерживать письменную связь с Найт, находящуюся в Запредельном мире?
“Бытовало представление”, — пишет египтолог профессор Тураев, — “что в необходимых случаях инопланетяне, находясь на Земле, получали сведения с небес сверхъестественным образом”.
Так правителем стал Гор, а Тот, сняв с себя административные функции, приступил к грандиозному строительству с помощью подготовленных им рабочих из местного населения.
Характерная деталь: по словам Мемфийского жреца, все строительство совершалось “при пении или тоне флейты” (отнюдь не бича, как при фараонах).
Что было сделано Тотом? Во-первых, он выбрал наиболее способных из аборигенов и не только обучил их грамоте, но и передал им технические знания. Эти знания он изложил в Книге, которая — по словам Первосвященника Гелиопольского — была “Полезной для граждан всякого состояния”.
Так в стране приобщали людей к техническому творчеству. “По свидетельству жреца Гелиопольского, Тот выстроил дом статуй, который служил для измерения Нила, на покате горы Осиросовой основал город с маяком, который сделал наподобие башни, воздвиг Храм Солнца”.
Об этом храме Пифагор отзывался так: “Гений Архитектора хотел, казалось, вознестись до высоты своего предмета. План здания начертан со смелым величеством. На внутренних стенах Храма я узнал из начертаний с великим тщанием календарь из многих кругов один в другой составленный...”
Естественно, столь сложные сооружения говорят и о высочайшей технике пришельцев, об их покровительстве землянам. Они подарили им такие трудные технические процессы, как получение никеля и кобальта. И это было еще в додинастическую эпоху.
Наш поэт Брюсов оказался прозорливым, когда писал: “Египтяне начала III тысячелетия до Р.Х. оказались способны на архитектурный подвиг, повторить который поздний Египет уже был не в состоянии”.
Хочется рассказать еще об одной просветительской деятельности “Богов”. То, что инопланетяне были величайшими астрономами, сомневаться не приходится, но, оказывается, и эти знания они старались передать землянам. В Египте быстро развилась астрономия. Один из папирусов гласит: “Гифтарим, сын Банзаров, первый из египтян, посвятил себя рассматриванию звезд”.
Величайшей заслугой звездных преобразователей была забота о здоровье людей. Не случайно ведь египтяне называли Тота — “Бог долголетия”, “Владыка Жизни”. Древнеегипетская медицина сразу оказалась на высоком уровне. Мемфийский жрец утверждал, что египтяне того времени “жили, не зная болезней и бремени старости”.
Однако даже сыны Сириуса не властны были над временем.
“Состарившись... Ра удалился на небо, предоставив царство, по очереди, происшедшим от него богам”.
На смену Тоту I пришел Тот II, впоследствии древние греки называли его Гермий Трисмегист (или Гермес Триждывеличайший), построивший первую Великую пирамиду.
Преемником дел Тота II был его сын Тат, но подробностей о нем в папирусах нет.
К сожалению, период необычайного взлета интеллектуальной жизни в Египте был коротким (менее 200 лет), так как с ростом познания среди египтян выдвинулись лидеры, которые рвались к власти. Регресс начался с первых фараонов. Так, еще при Гермесе Триждывеличайшем первый царь Египта —Злот-Тамус выговаривал Тоту по поводу создания им школ для подготовки специалистов из египтян: “Ты умножаешь число полумудрых”.
Минес был вторым царем Египта. “Он”, — говорит жрец Конопский, — “поставил Осириса в число богов, надеясь, что и ему некогда воздадут равную почесть”. С этого времени и создалась египетская культовая мифология, исказившая истинную древнеегипетскую историю.
Через несколько поколений в Египте возник строй ничем не ограниченной, абсолютной, деспотической власти фараонов.
В сложившихся обстоятельствах сыновья Сета и другие потомки инопланетян, оставшихся на Земле, не вмешивались в дела государства, а образовали касту жрецов. Главной целью их деятельности было создание тайников, где они сохраняли в неприкосновенности высшие знания своих предшественников, дабы — по словам Пифагора — “оставить неизгладимые следы самым дальним потомкам”.
В конце VI века до н. э., во времена, когда Пифагор обучался в Египте, жрецы Конопский, Гелиопольский, Мемфийский еще сохраняли в неприкосновенности учение Трисмегиста, но, по указанию Верховного жреца — Гиерофанта Фивского, из этого учения сделали таинство, ибо официально оно преследовалось.
Показательным в этом контексте нам видится диалог Пифагора с жрецом Конопским:
Пифагор: “Я слышал, что в Египте учрежден суд для тех, которые скажут, что Осирис происходит от человеческого рода”.
Жрец: “Да, грозят местию, если кто дерзнет возвестить о богах их историческую истину”.
Насаждая в стране мистику, фанатизм, фараоны с приспешниками обеспечили себе безграничную власть над народом. Все это привело к тому, что династический Египет не смог достичь тех вершин духовной жизни, которые были характерны для эпохи пришельцев с Сириуса.

 
 
 
 
RaToT
25 April 1999 @ 11:29 pm
Бог Тот. Опыт исследования в области древнеегипетской культуры